Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) должностного лица, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) должностным лицом или состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми эти связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Требования закона о конфликте интересов распространяются на лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, а также ряд других категорий должностных лиц.
Можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:
1. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.
Ситуация возникает, когда должностное лицо участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица (проверка в организации, которую возглавляет или просто работает родственник, выдача лицензий, предоставление субсидий и т.д.; случаи служебной подчиненности – аттестации, премирования, конкурсы на замещение и т.п.)
2. Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы.
Ситуация возникает, когда должностное лицо, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность лица, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой должностное лицо осуществляет отдельные функции государственного управления.
Именно в целях предупреждения такой ситуации в Федеральном законе «О государственной гражданской службе» предусмотрено, что гражданский служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов, с предварительным уведомлением представителя нанимателя. Таким образом и на представителя нанимателя возложена обязанность при получении такого уведомления дать оценку возможности возникновения у подчиненного конфликта интересов.
3. Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами.
Ситуация возникает, когда должностное лицо участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении:
- организации, перед которой само должностное лицо и/или его родственники имеют имущественные обязательства;
- кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники должностного лица;
- организации, которая имеет имущественные обязательства перед должностным лицом, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.
4. Ситуации, связанные с явным нарушением должностным лицом установленных запретов.
К явным нарушениям установленных запретов относятся, например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.
О наличии такого конфликта интересов свидетельствует ситуация, когда должностное лицо рекомендует организации воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники должностного лица или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.
Статьей 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что должностное лицо обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в том числе уведомить работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Представитель нанимателя (работодатель), в свою очередь, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, которые могут состоять в изменении должностного или служебного положения должностного лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке либо предоставлении должностному лицу права принять меры в виде отказа от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Непринятие должностным лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в связи с утратой доверия.
При этом следует иметь ввиду, что представитель нанимателя, который узнал о возникновении у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, но не принял меры по предотвращению и (или) урегулированию такого конфликта интересов, также подлежит увольнению в связи с утратой доверия.