Духовно – нравственное воспитание юного поколения граждан нашей страны имеет огромное значение, не случайно именно развитие художественного образования играет огромную роль в становлении личности человека.
Надежда Павловна Чечулина, учитель Покровской школы, преподаватель Покровской детской школы искусств, ветеран труда, патриот своей малой Родины, энтузиаст своего дела. 56 лет посвятила творческой работе, 54 вела педагогическую деятельность, более 40 лет проработала учителем изобразительного искусства и черчения, 12 лет руководителем и организатором художественного отделения школы искусств. Участник районных и областных конкурсов-выставок. Большая любовь к детям долгие годы не давала оставить работу в школе. Надежда Павловна стремилась прожить жизнь так, чтобы после себя оставить заметный след, передавая свой опыт, свои знания и умения своим ученикам. В элегантном возрасте можно позавидовать ее активному образу жизни, творческому рвению и жизнестойкости. До самого своего отъезда в г. Киев (уехала, отметив 90-летие, к дочери) она являлась активным участником художественной самодеятельности, для нее петь и творить – значит жить. Неиссякаемая внутренняя энергия движет Надежду Павловну к высоким достижениям в области культуры и искусства. Безграничная любовь к детям и людям, окружающим ее, снискали ей уважение коллег и жителей села.
Из автобиографии Надежды Павловны мы узнали, что путь к творчеству у нее был очень сложный. Из глухой уральской деревеньки, через войну, работу на военном заводе, учебу в школе медсестер пришла она в художественный техникум, где получила специальность учителя рисования и черчения. Нам показалось очень важным то, что простая деревенская девчонка, так любила учиться: художественный техникум имени Шадра, библиотечный техникум, художественно-графический факультет пединститута. А география ее учебных заведений – Свердловск (художественный техникум), Уфа (библиотечный техникум), Нижний Тагил (пединститут) поразила наше воображение. В статье газеты «Пламя» мы прочитали: «Только в Тагиле она поняла, что там, в селе, ей не хватало общения с коллегами, с художниками. Вновь возникло желание рисовать для себя, с жадностью использовать краски, не выпускать из рук кисти. В доме появились красочные авторские работы, которые Надежда Павловна дарила многочисленным друзьям». Как актуальная сегодня тема обучения всю жизнь, перекликается с нашей героиней. Ведь в прошлом веке, такое желание учиться и работать всю жизнь, было очень необычным.
В характере Надежды Павловны поражает ее жажда жизни, трудолюбие, чистый и ясный взгляд на окружающих. Физическое здоровье, энергичность, спокойный и обстоятельный подход к работе, способность справляться со стрессами, эффективное использование времени – это далеко не полная характеристика Надежды Павловны. Она говорит: «Я смотрю на жизнь с оптимизмом. Я радуюсь каждому дню. Мне некогда скучать. У меня каждый день дела. Из бед надо уметь выкарабкиваться, чтобы не случилось надо уметь выживать. Трудности есть и будут. Я верю в свои руки, верю в то, что люди все могут». Жизненное кредо нашей героини можно выразить словами академика Ландау: «Главное – все делать с увлечением, это здорово украшает жизнь». А это все пример для подражания подрастающему поколению, ведь не на просторах интернета, не в далеких местах, а у нас в селе жил и работал человек, с жизни которого можно брать пример. В 87 лет Надежда Павловна пережила настоящий творческий расцвет: несколько картин в год. В ее копилке (с 1950-х годов) – всего несколько портретов и натюрмортов, все остальное – пейзажи, написанные с натуры, Покровку она исписала со всех сторон, и снаружи, и изнутри, в разные времена года, в разное время суток. За всю 300-летнюю историю села Покровского таких вот людей искусства, воспевающих малую родину, не наберется, наверное, и десятка. Но ценность их вклада в судьбу села превосходит дела не одной сотни. Они учат любить нас высыхающую речушку, старый клен, осеннюю распутицу в обрамлении золота берез. Любить простую жизнь.
Плесовских Александр,
Хлызова Дарья
7б класс