2020 год проходит под двумя знаменательными событиями: 75-летие Победы в ВОВ и указом Президента этот же год объявлен годом Памяти и Славы. Есть люди, которые объединяют оба эти события. Это педагоги-фронтовики. В нашей школе их было – 8. Все они были замечательные люди. Но особо хочется рассказать об одном из них.
Мамин Николай Петрович родился 27 декабря 1922 года в селе Маминском. Учился в Покровской средней школе. После ее окончания продолжил обучение в Иркутском авиационном техническом училище. В суровом 1941 году был направлен на Дальний Восток, служил в авиации техником. Работали в тяжелых условиях. Недоедали, замерзали, но в любую погоду, в любой ситуации выходили на работу - чинить самолеты. Из-за этих тяжелейших условий и получил заболевание, которое в дальнейшем дало о себе знать. С 1944 по 1945 годы воевал на I Белорусском фронте. В этом же году получил тяжелое ранение в голову и контузию. Принимал участие в боях за освобождение Варшавы, взятие Берлина.
После окончания Великой Отечественной войны до 1947 года служил в Германии в группе советских авиационных войск.
Николай Петрович награжден за боевые заслуги Орденом Отечественной войны II степени, Медалями «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 года, «За освобождение Варшавы»»
По возвращению на Родину Мамин Николай Петрович закончил двухгодичный естественно-географический факультет в городе Свердловске. Работал учителем биологии в Маминской школе.
В 60-е годы работал III секретарем Покровского райкома партии по идеологии. В 1966 году был назначен на должность директора Покровской средней школы. Проработал недолго – тяжело заболел. После продолжительного лечения снова вернулся на работу в школу в должности директора и руководил до 1976 года. Затем перешел на должность учителя и проработал до 1985 года. Николай Петрович преподавал историю и военную начальную подготовку.
Его ученики отзываются о нем так. Сомова М.Б. «Учитель истории был очень интересным, начитанным человеком. Уроки у него были очень увлекательные. Он много знал, захватывающе рассказывал, приводил много примеров из истории и собственной жизни. Уроки проходили на одном дыхании и всегда хотелось продолжения. Ученики его обожали, уважали. Работая военруком стал инициатором слета Мальчишей. Готовились к нему очень серьезно, с удовольствием. В начальной школе проводили «Парад Октябрятских войск. Разрабатывали специальную форму по разным видам войск. Все очень ждали этого праздника, проводили его в торжественной обстановке. У нас, тогдашних школьников это вызывало трепет. Многие поколения выпускников помнят и ценят Николая Петровича. Он был классным руководителем у выпуска 84 года. Они его боготворили. С его знаниями можно было легко учиться по истории на 1-2 курсах Вузов»
"Честный, глубокопорядочный человек, имеющий собственные убеждения и остающийся верен им до конца. Когда в стране начали говорить о том, что коммунисты очень жестко проводили в жизнь свои директивы, что необходимы коренные изменения. Николай Петрович на это отвечал: «Значит мы что-то сделали не так». Его жизненным девизом были слова А.Твардовского «Я был, я жил. За все на свете я отвечаю головой» Интеллигент. Поскольку был фронтовиком видел жизнь с другой стороны, очень порядочный. В людях видел только хорошее. Умел поддержать и помочь. имел стойкую жизненную позицию, поэтому никогда не подстраивался под ситуацию. Умел держать свою высоту" - Орлова Н.В.
Кормина Ф.Ф. принявшая пост директора после Николая Петровича отзывается о нем так: «Он был настоящим мужчиной. Прекрасно понимал людей. Доброжелательность, интеллигентность шла от самой души. Всегда поддерживал людей, особенно женщин-педагогов. Николай Петрович считал профессию педагога очень трудной. Женщины-педагоги достойны наград и внимания. По первому образованию учитель биологии. именно с того времени около старого здания школы были высажены деревья, около своего дома развел настоящий сад. По своему складу не был хозяйственником, но всю ответственность брал на себя. Даже на телефонные звонки отвечал «Покровская школа – Мамин». Микроклимат в коллективе был доброжелательный, старался понять каждого, но в то же время не шел на компромиссы. Зимой не раз сам спасал школу от замерзания, отогревал паяльными лампами замерзшие батареи. Когда я принимала у него дела, сказал: «Справишься со всем, а с кочегаркой нет».
Главной целью его труда было воспитание настоящего человека: грамотного, творческого, старательного, отзывчивого. Звание учителя Николай Петрович ценил очень высоко.