15.05.2024
В технологической лаборатории центра образования «Точка роста» большой уклон сделан на образовательную робототехнику. Одной из первых, а чаще всего и основной проблемой становится творчество, творческий поиск решения задачи. После двух-трех собранных моделей робототехнических устройств, повторять уже существующие модели роботов или робототехнических устройств абсолютно не интересно. Тогда и начинается настоящий творческий кризис: не что иное, как креативность ставит в ступор пытливый ум обучающихся. Существует ли взаимосвязь между творческой деятельностью и функциональной грамотностью?
Влияет ли функциональная грамотность (ФГ) на развитие творческих способностей или может, наоборот, творческие способности развивают ФГ?
Для начала необходимо сравнить системы оценки творчества и оценки функциональной грамотности. Для этого возьмем простейшую систему оценки творческой деятельности по уровням, разработанную доктором педагогических наук Коротяевым Борисом Ивановичем, система оценки функциональной грамотности оценивается из всем известной международной системы оценивания PISA:
- Низкий (репродуктивный) – умение применять известные действий на практике. Если сравнивать с Оценкой естественно научной грамотности PISA, то это оценка от 1 до 3.
- Средний (репродуктивно-творческий) - частичная самостоятельность, поиск и перебор частичных вариантов движения к цели, создание субъективно нового продукта в частичном виде. Данный уровень является креативностью или изменениями. В сравнении с оценкой естественно научной грамотности PISA – это оценки 4-6.
- Высокий (творческий) – полная самостоятельность, создание субъективно нового продукта в полном виде. Аналогов оценивания в PISA нет. Это уровень можно назвать как Инновация.
Перенесем известные нам уровни творчества на реалии нашей школы, рассмотрим конкретный пример и сопоставим их.
Аввакумов Григорий на данный момент ученик 10кл. Заинтересовался робототехникой в 7классе, вначале повторяли готовые проекты, шаблоны из конструкторов, затем проекты блогеров. Оценим Уровень творчества как низкий.
В 8 классе в начале года разрабатываем и собираем проект автоматической роботизированной руки, с данным проектом Гриша выступает на ВСОШ и становится победителем муниципального этапа.
В 9 классе участие в интенсивном курсе «Космическая робототехника», организованных Золотым сечением, где необходимо было смоделировать рабочую модель марсохода с возможностью забора грунта. Уровень творчества – средний.
Также в 9 классе Григорий становится победителем регионального конкурса научно технических проектов «Большие вызовы». Он разработал информационную систему для взаимодействия между техникой МЧС в Арктике. Так как на данный момент такой системы и подобной ей не существовало и система является полностью новым продуктом, этот проект можно охарактеризовать как инноваторский ( высокий уровень творчества).
10 класс начался с проектной смены, организованной УрФУ для школьников, компании-партнёры дают задание, которое участники должны реализовать. Команда из 5 человек проводила «Реинжиринг устройства контроля притока». Это задание разработала компания ГазПром, само направление инженерное, таким образом, компания хотела отобрать наиболее возможные варианты усовершенствования системы контроля притока газов при бурении. Так как информации было крайне мало (большинство из нее это информация служебного пользования), ребятам пришлось разрабатывать макет устройства практически с нуля, то есть это относится тоже к третьему уровню творчества.
В этом учебном году Григорий участвовал в самом масштабном командно-инженерном соревновании страны для школьников и студентов, - Национальной технологической олимпиаде в г.Санкт-Петербурге.
Была поставлена задача – разработать робота-манипулятора для слежения за объектами (данная задачка оказалась знакома, еще в 8 классе Григорий разрабатывал подобное устройство). Конечно, задача уже сложнее: необходимо, что бы устройство еще и следило за объектами, но все же основные принципы Гриша уже знал, так что отнести мы можем данное участие только к среднему уровню творчества.
Таким образом, мы видим по участию Гриши в абсолютно разных и не взаимосвязанных между собой областях, он успешно использует приобретённые знания из всех предметных областей и адаптирует эти знания к различным целям и задачам. Это однозначно говорит о высоком уровне функциональной грамотности у обучающегося. Технологическая направленность дает возможность развития функциональной грамотности и развитию творческих способностей. А возможности центра образования «Точка роста» способствуют этому развитию, предоставляя современные и отвечающие потребностям технического прогресса инструменты.
Патрушев Андрей Сергеевич, учитель технологии
Фото из личного архива Аввакумова Григория