Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Покровская средняя общеобразовательная школа»
Отчёт
о реализации целевой модели «Наставничество»
В настоящий момент Россия движется в сторону радикальных изменений образовательной и социокультурной сферы, необходимость которых продиктована сменой паттернов мышления, целеполагания и действия, а также вызовами со стороны экономического сектора.
Важность гармоничного и системного преобразования этих сфер отражена в национальном проекте «Образование», который ставит перед всеми образовательными организациями две ключевые цели: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов Российской Федерации.
Эти цели невозможно достичь без создания системы поддержки и развития навыков, талантов и компетенций – общекультурных, общепрофессиональных и метакомпетенции. Эта система также должна способствовать решению задачи по самоопределению и профессиональной ориентации всех обучающихся.
Наиболее эффективная стратегии, отвечающая вышеназванным целям и задачам, – это применение методологии наставничества, в рамках которой возможна комплексная поддержка учащихся разных уровней и форм обучения.
Использование технологий наставничества может успешно способствовать решению различных проблем и задач, систематически находящихся в «поле зрения» администрации и педагогического коллектива:
- закрепление в образовательной организации молодых педагогов и новых сотрудников, их профессиональный рост;
- передача навыков, знаний, формирования ценностей у обучающихся и педагогов, сохранение лучших практик и уникальных исторически сформированных компетенций;
- формирование профессиональных методических сообществ;
- подготовка кадрового управленческого резерва из числа педагогов и будущих педагогов из числа обучающихся;
- создание условий для успешности обучающихся, в том числе показывающих стабильно низкие результаты, а также условий для реализации талантов у одаренных детей;
- создание условий для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, в том числе в целях профориентации и профессионального самоопределения.
С 1 сентября 2020 года в МАОУ «Покровская СОШ» началась работа по Наставничеству.
Согласно дорожной карте и положению в период с сентября по март были проведены следующие мероприятия:
- практически во всех классах были сформированы пары «ученик-ученик»:
Критериями отбора учащихся по данному направлению были:
- низкая мотивация к учебе и саморазвитию, неудовлетворительная успеваемость, отсутствие качественной саморегуляции; отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации;
- невозможность качественной самореализации в рамках стандартной школьной программы; отсутствие условий для формирования активной гражданской позиции;
- низкая информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей; кризис идентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров;
- Конфликтность, неразвитые коммуникативные навыки, затрудняющие горизонтальное и вертикальное социальное движение; отсутствие условий для формирования метапредметных навыков и метакомпетенции;
Результатом данной работы стало: уменьшение количества неуспевающих и слабоуспевающих из числа участников программы, вовлечение наставляемых в проектную деятельность (в начальной школе - в 4 классах, прошла защита итоговых проектов, где ребята показали работу в парах по направлению «ученик-ученик»).
Для привлечения ребят-активистов школы в совет старшеклассников была разработана программа «Лидер в тебе», которая подразумевает работу старших ребят совета старшеклассников с кандидатами, младшими ребятами. В разработке программы «Лидер в тебе» была заложена модель наставничества «Учитель-ученик-куратор, ученик-куратор-ученик-кандидат». В 2019 учебном году в программе «Лидер в тебе» приняли участие 50 обучающихся-кандидатов и 9 обучающихся-наставников. В 2020 году в программу «Лидер в тебе» вошли ребята разного возраста (5-8 классы), которые прошли анкетирование и по интересам были распределены на 8 групп. За каждой группой был закреплен куратор-старшеклассник, который направлял и руководил лидерской группой. В программе «Лидер в тебе» работали и педагоги-наставники. Это – Сомова М.Б., руководитель программы «Лидер в тебе», Сомова Н.А. и Миронова Е.И. – эксперты программы. В онлайн-режиме прошли 3 конкурса: «Знакомство», «Контент-статья», «Тематический видеоролик». По итогам программы «Лидер в тебе» в высшую лигу команды совета старшеклассников (с результатом более 200 баллов) прошли лидерские группы: «XASKU TEAM» (куратор Чураков К.), «Гриффиндор» (куратор Дусматова М.), БЭМС (куратор Наумова Ал.), «Пятерочка» (куратор Васильев Р.). В премьер лигу программы (с результатом более 100 баллов) прошли лидерские группы: «Ну, погоди!» (куратор Хлызова Д.), «Трудолюбивые» (куратор Катырев Ар.), «Крутые перцы» (куратор Плесовских Ал.). В юниор лиге (с результатом менее 100 баллов) оказалась лидерская группа «Империя звезд» (куратор Гамецкая П.). Всего в программе «Лидер в тебе» приняли участие 60 обучающихся-кандидатов, 8 обучающихся-кураторов и 3 педагога. В программе «Лидер в тебе все обучающиеся-участники реализовывали такие задачи наставничества, как раскрытие лидерских качеств наставляемого, улучшение творческих результатов и формирование благоприятной психоэмоциональной среды среди обучающихся.
С докладом по реализации направления «ученик-ученик» куратор программы Сомова М.Б выступила на районных педагогических чтениях.
-направление «учитель-учитель»:
В рамках реализации проекта «Наставничества» 4 декабря 2020года педагоги МАОУ « Покровская СОШ» приняли участие в Муниципальном этапе Международных Рождественских образовательных чтений «Александр Невский: запад и восток, историческая память народа».
Основными задачами данного этапа были:
1. Осмысление церковно-общественного взаимодействия в решении актуальных вопросов по воспитанию ответственности подрастающих поколений в условиях цифрового мира и технологизации современного образования.
2. Выявление и распространение лучшего опыта в сфере приобщения детей, подростков и молодежи к духовным и нравственным ценностям.
3. Привлечение внимания общественности к обозначенным вопросам посредством информирования через СМИ, социальные сети, просветительскую работу.
Наша школа для участия в чтениях выбрала парную и групповую работы. Наши педагоги приняли участие в трёх секциях.
Во 2 секции : Детско-родительские отношения в условиях цифровизации. Переосмысление семейных ценностей: переход к личному диалогу. Тема «проводника» в духовно-нравственной жизни человека на примере исторической личности. Формирование позитивных духовных и нравственных качеств в подрастающем поколении. (Мартыненко Е.В.учитель, родитель; Фирюлина Ю.С-родитель).
В 3 секции: Роль «воспитателя» в воспитательной деятельности образовательной организации. «Проводники» жизни для молодежи из Отечественной истории и культуры, их связь с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями. Воспитание социальной ответственности у детей и молодежи. Формы патриотического воспитания.
Талашманова Светлана Евгеньевна-учитель начальных классов, Чухонцева Надежда Владимировна – педагог- библиотекарь(молодой специалист), Фатеева Наталья Олеговна- учитель начальных классов, родитель, Тимофеева Анастасия Ивановна- заместитель директора по воспитательной работе.
В 4 секции: Осмысление понятий «святой», «святость» на примере великого князя Александра Невского. Феномен святости древнерусских князей XI-XIII веков. Вызовы современности- попытки переписывания истории, принижение своей роли в мировой истории, подмена традиционных ценностей. «Война образов», антивандализм. Информационная безопасность для подрастающего поколения.
Орлова Надежда Владимировна – учитель русского языка и литературы; Трофимова Мария Викторовна –учитель истории( молодой специалист).
В чтениях приняли участие, как молодые специалисты, так и педагоги со стажем, так же были привлечены и родители, как непосредственные участники образовательного процесса. В ходе данной работы коллеги делились своим опытом работы, узнавали много нового и интересного от других участников мероприятия. Работа требовала от участников серьёзной подготовки, была чётко продумана и спланирована - это говорит о сплочённости и единстве нашего коллектива.
Таким образом, можно отметить, что в МАОУ «Покровская СОШ» программа по реализации «Наставничества» началась успешно.
Куратор программы: Ведерникова Н.Н.