Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Покровская средняя общеобразовательная школа"

Адрес: 623480, Свердловская обл., Каменский район, с. Покровское, ул. Школьная, д. 1
Телефон: 8 (3439) 3-71-201
Эл. почта: 
123109@mail.ru

МАОУ «Покровская СОШ»

623480, Свердловская обл., Каменский район, с. Покровское, ул. Школьная, д. 1

Телефон

8 (3439) 37-12-01

Эл. почта 123109@mail.ru

Из опыта работы по направлению наставничества "ученик-ученик"

«Важен каждый ученик». Под таким девизом работает Проект адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся «500+».Он призван обеспечить поддержку школ с низкими образовательными результатами, работающими в сложных социально-экономических условиях, а также адресную поддержку учащихся с проблемами в обучении.

В 2020 году МАОУ «Покровская СОШ» стала участницей проекта 500+.    

Реализация данного проекта  в нашей школе направлена, на повышение качества образования, оказание  адресной поддержки учащимся с проблемами в обучении и педагогам с профессиональными дефицитами.

Определили цель преодоления рисковпрофиля школы:   создание условий для  обеспечения равенства возможностей детей в получении качественного образования, независимо от социально  - экономического контекста,  путем  создания   эффективно функционирующей школьной системы     ВСОКО.

Миссию нашей школы видим в создании оптимальных условий для развития личности, способной к успешной социализации в современном обществе,

при этом:

4) одним из  социальных контекстов формирования ценностей саморазвития и самообразования выступает   реализация целевой модели «Наставничество РОСТа».

Почему именно «Наставничество»?

Считаем,  что,  несмотря на значительные перемены в области образования,  без фундамента – традиций  развиваться, расти невозможно. Идея наставничества не нова для нашей школы: консультанты на уровне «ученик – ученик», наставник – опытный учитель, учитель – методист  для молодого  специалиста. Эту школу прошел почти каждый педагог, работающий в коллективе.

Я являюсь руководителем клуба совета старшеклассников «Лидер» в нашей школе. Клуб «Лидер» два года работает по модели наставничества «ученик-ученик», реализуя социально-значимые проекты «Лидер в тебе» и «Лидер для других».

В клуб на добровольной основе приходят ребята с 9 до 17 лет, интересующиеся вопросами школьного самоуправления, приходят по желанию. Не всегда это обучающиеся с хорошей успеваемостью, есть ребята с ОВЗ, с диагнозом ЗПР,  девиантным поведением, ребята, которые состоят на учете в ТКДН.

У этих ребят бедный кругозор, неуспешность в учебе, проблемы с коммуникацией и социализацией.

Использование, таких форм работы внеурочной деятельности в рамках клуба «Лидер», как участие в социальных проектах, акциях, лидерских сборах, флешмобах, у них не только развивают социальные и коммуникативные навыки, но мы видим небольшую динамику в улучшении успеваемости.

Давайте, возьмем для сравнения процент улучшения успеваемости по ряду предметов основного состава клуба «Лидер» за два прошедших учебных года. Мы можем увидеть положительную динамику, она очень незначительна, но она есть. И можно сделать вывод, что вся работа клуба «Лидер» дает положительный результат в преодолении неуспешности ребят в обучении. Но, есть и проблема - это недостаточная активность и проявление инициативы у  ребят в общественной деятельности, непонимание смысла и значения общественных дел, слабые навыки самоуправленческой и организаторской деятельности и негативное восприятие ребятами выполнение общественных дел, как стереотип «ненужности», обременительной обязанности. На решение данной проблемы направлены все мероприятия, проводимые ребятами в клубе «Лидер», также они направлены на преодоление неуспешности в успеваемости, у некоторых ребят, участников клуба.

 

Первый пример. Алексей П. (15 лет) – ОВЗ (ЗПР), речевые нарушения, проблемы с обучением, девиантное поведение. В клуб совета старшеклассников «Лидер» пришел в прошлом учебном году. Можно увидеть небольшую положительную динамику в формировании таких УУД, как самоорганизация и коммуникация. Данный обучающийся научился работать в команде, стал вожатым у ребят из начальной школы и волонтером, занимается самообразованием, профессионально самоопределился.

Второй пример. Алина К. (15 лет) – опекаемый ребенок с девиантным поведением (уход из дома), состояла на учете в ТКДН, были проблемы с обучением. Мы, также можем увидеть положительную динамику в успеваемости, сформированности УУД: научилась контролировать себя, овладела умением самоорганизации и презентации своих достижений. Алина увлеклась работой в клубе «Лидер», ее сняли с учета в ТКДН, активно участвует в программе «Комплексное развитие территорий: Каменский городской округ», где создала свой проект стадиона в селе и активно продвигает его. Научилась работать в команде, также стала вожатой у малышей.

Системные занятия обучающихся в клубе «Лидер» положительно влияют на развитие мотивации к обучению. У каждого участника клуба формируется своя индивидуальная траектория развития, снимается страх перед контрольными акциями, появляется желание к саморазвитию. В школе создаются психолого-педагогические для повышения самооценки, преодоления неуспешности в обучении.

Действенным инструментом для обучающихся стали «Классные встречи» в рамках проектов РДШ. В этом году клуб «Лидер» три раза принимал представителей науки.

Немного о результатах работы клуба «Лидер» и реализации социальных проектов «Лидер в тебе» и «Лидер для других». Проект «Лидер в тебе» завоевал ГРАН-ПРИ областного фестиваля социально-значимых проектов «Профессионалы Урала», а сам клуб совета старшеклассников «Лидер» стал Победителем областного сетевого проекта «Уральская академия лидерства» по результатам учебного года в 2022 году.

Работая с разными ребятами в клубе «Лидер», можно сделать вывод, что активное участие в работе школьного самоуправления, реализации социальных проектов, участие в работе сетевого проекта «Уральская академия лидерства» может дать толчок для самообразования и росту положительной динамики успеваемости у ребят с ОВЗ, ЗПР и девиантным поведением.

Руководитель клуба совета старшеклассников «Лидер» - Сомова М.Б