9 декабря 2021года директор школы Н.В.Орлова и группа педагогов: Ведерникова Н.Н.зам.дир. по УВР.,Тимофеева А.И. зам.дир. по ВР., Чухонцева Н.В.-педагог-библиотекарь, Сомова М.Б.зам.дир.по СОиУК выступили на Межрегиональном методическом семинаре «Поддержка школ с низкими результатами обучения и функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: итоги реализации и перспективы развития проекта» ГАОУ ДПО ИРО
Сохраняя традиции, изменяемся:
«Наставничество РОСТа» - одна из лучших практик повышения качества образования в современных условиях.
Управленческая команда МАОУ «Покровская СОШ»
Каменского ГО Свердловской области
В настоящий момент Россия движется в сторону радикальных изменений образовательной и социокультурной сферы, необходимость которых продиктована сменой паттернов мышления, целеполагания и действия, а также вызовами со стороны экономического сектора.
Вхождение Российской Федерации в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования, достижение им конкурентоспособного уровня - государственная стратегия, которая реализуется через национальный проект «Образование» и составляющие его федеральные и региональные проекты. Достижение этой цели предусматривает изменение всей системы образования в ее содержательно-качественном, кадровом, организационном, управленческом аспектах.
В 2020 году МАОУ «Покровская СОШ» стала участницей проекта 500+, лозунг которого «Важен каждый ученик». В Программе развития МАОУ «Покровская СОШ» отражена не меньшая важность педагога и родителя. Реализация проекта 500+ направлена, убедились мы, на повышение качества образования, оказание адресной поддержки учащимся с проблемами в обучении, педагогам с профессиональными дефицитами.
Как участники данного проекта мы в сопровождении куратора Бологовой Вероники Витальевны разработали Концепцию развития на 2021 – 2023 годы, в основе её - приоритеты образовательной политики, закрепленные в документах федерального, регионального и муниципального уровней.
Определили цель: создание условий для обеспечения равенства возможностей детей в получении качественного образования, независимо от социально - экономического контекста, путем создания эффективно функционирующей школьной системы ВСОКО.
Миссию нашей школы видим в создании оптимальных условий для развития личности, способной к успешной социализации в современном обществе,
при этом:
1) образовательная система школы рассчитана на все категории учащихся, педагогов, родителей, наш слоган «Мы - «ШКОЛА РОСТа для КАЖДОГО»;
2) целью образовательного взаимодействия является создание условий, с одной стороны, для учебной и социальной успешности каждого ученика, а с другой – для самореализации каждого педагога, по возможности и родителя;
3) главным условием успешности развития школы является сочетание профессионализма учителей и внутренней мотивации учащихся;
4) одним из социальных контекстов формирования ценностей саморазвития и самообразования выступает реализация целевой модели «Наставничество РОСТа».
Важнейшим понятием современного образования стало понятие целевой модели — совокупности обязательных целевых показателей, наиболее влияющих на улучшение качества по приоритетному направлению, к которому относится целевая модель.
Наиболее эффективная стратегии, отвечающая нашим целям и задачам, – это применение методологии наставничества, в рамках которой возможна комплексная поддержка личности разных уровней и форм обучения.
Опыт по реализации целевой модели «Наставничество» представляем Вашему вниманию.
Почему именно «Наставничество»?
Считаем, что, несмотря на значительные перемены в области образования, без фундамента – традиций развиваться, расти невозможно. Идея наставничество не нова для нашей школы: консультанты на уровне «ученик – ученик», наставник – опытный учитель, учитель – методист для молодого специалиста. Эту школу прошел почти каждый педагог, работающий в коллективе.
Сегодня целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях. Разработана методология наставничества – система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
Считаем, что в основе проекта «500+» идея наставничества: это отражено в цели проекта - оказать адресную методическую помощь Школе, определении функций координаторов, куратора.
Результатом взаимодействия нас – наставляемых – и наших наставников – координаторов и куратора - стали Концепция развития школы, Среднесрочная программа развития, Дорожная карта.
Методология наставничества заложена в технологиях, используемых при организации обучающих курсов для управленческих команд. Спасибо организаторам - наставникам, ведущим курсы. Наша управленческая команда успешно использовала полученный методический капитал, выбрав в качестве приоритетного направления «От мультипроектов к мегапроектам».
Мы реализовали предложенные разработанные от А до Я проекты. Первый из них – «Педагогическая перезагрузка», цель которого соответствовала ситуации: в коллективе, где 97% аттестованных педагогов, 13 имеют высшую квалификационную категорию, недостаточная предметная и методическая компетентность педагогических работников (рисковый профиль школы).
Определили проблемное поле, сформулировали проблему формирования функциональной грамотности. Организовали обучение на курсах повышения квалификации всех педагогов. Апробировали новые технологии, обобщили опыт на педагогическом совете - конференции, выпустили школьный методический сборник.
Для адресного решения проблемы обратились к идее наставничества внутри коллектива.
Задачи наставничества «педагог - педагог» (руководитель – заместитель директора по УВР Ведерникова Н.Н..):
- повышение цифровой компетентности учителей – стажистов через наставничество в рамках проекта «Провайдер» (руководитель наставник Чухонцева Н.В., педагог – библиотекарь);
- оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении;
- апробация модели коуч – наставничества.
Остановимся более подробно на реализованной в школе модели «Коучинг в наставничестве».
Гипотеза:
Наставничество и коучинг можно и нужно использовать в одной связке, они прекрасно могут друг друга дополнять. При их грамотном сочетании эффект неизмеримо выше.
Были созданы пары наставников и наставляемых с учетом методологических требований, организовано взаимодействие. наставляемого с педагогом – наставником и коуч – наставником и получен положительный результат.
Наставляемый |
Педагог - наставник |
Коуч - наставник |
Результат взаимодействия |
Учитель, стаж работы 2 года |
Учитель, стаж работы более 25 лет |
Учитель, стаж работы более 10 лет |
Аттестация на 1 квалификационную категорию, успешное представление опыта во Всероссийском конкурсе «Педагогический дебют», 2020г. |
Учитель, стаж работы – 1 год |
Учитель, стаж работы 5 лет, 1 квалификационная категория |
Работодатель, стаж более 25 лет, высшая квалификационная категория |
Удовлетворенность педагогической услугой потребителей – 85%, успешное участие в муниципальных конкурсах и мероприятиях |
Педагог, стаж работы 4 года |
Педагог, стаж работы 15 лет, высшая квалификационная категория |
Учитель, стаж работы 20 лет, высшая квалификационная категория |
Успешная аттестация наставляемого на 1КК, повышение цифровой культуры коуч- наставника |
Учитель, стаж работы до 10 лет |
|
Учитель, стаж работы 20 лет, высшая квалификационная категория |
Успешное прохождение курсовой подготовки по организации внеурочной деятельности, участие в Областном конкурсе «Учитель сельской школы»,2021г. |
Учитель 1, Учитель 2 Учитель 3, стаж работы более 25 лет
|
|
Педагог, стаж работы до 3 лет, учитель информатики, педагог - библиотекарь |
Успешная аттестация наставляемого на 1КК. Повышение цифровой культуры «стажистов» Создание проекта «Провайдер», его реализация на уровне педагогов, обучающихся, родителей |
Учитель, до 10 лет
|
Учитель, стаж работы 15 лет, высшая квалификационная категория |
Учитель, 1 КК |
Повышение цифровой компетентности, успешное овладение технологиями дистанционного обучения на платформе «Учи.ру» Создание программы обучения педагогического коллектива |
Орлова Н.В., директор, стаж работы 15 лет |
Бологова В.В., заместитель директора по УВР МКОУ «Кисловская СОШ», куратор проекта 500+ |
Бологова В.В., заместитель директора по УВР МКОУ «Кисловская СОШ», куратор проекта 500+ |
Создание Концепции развития и др локальных документов Успешная реализация проекта «Школьный аудит» |
Обязательное требование - демонстрация опыта успешной педагогической деятельности на различных уровня. Организовано стимулирование деятельности по результату работы.
Использовались разные формы организации наставничества по преодолению профессиональных дефицитов:
1.Традиционное наставничество.
2. Партнерское наставничество: «равный – равному».
3. Групповое наставничество.
4. Флэш – наставничество.
5. Скоростное наставничество.
6. Реверсивное наставничество.
7. Виртуальное наставничество.
Новым стало реверсивное наставничество при реализации школьного проекта «Провайдер» Помимо общих преимуществ, реверсивное наставничество помогло установить взаимопонимание между разными поколениями сотрудников. Обе стороны этой формы наставничества вынуждены выйти были из зоны комфорта и научиться думать, работать и обучаться по-новому, толерантно воспринимая социальные, возрастные и коммуникативные особенности друг друга. Результат – повышение цифровой культуры стажистов и освоение педагогического опыта молодым учителем.
Технология коуч - наставничества дала положительные результаты:
взаимоусиление (синергия) коуч - наставника и наставляемого создало импульс к осознанию целей и эффективным действиям.
Так, активизировано участие педагогов в конкурсах педагогического мастерства:
-Мартыненко Е.В. во Всероссийском конкурсе «Педагогический дебют»,
- Фатеева Н.О. в Областном конкурсе «Учитель сельской школы».
Выводы
Наставник существенно расширяет свои возможности, применяя инструменты коучинга в своей деятельности. Наставник - коуч продолжает и дополняет работу наставника-методиста по мере овладения молодым специалистом основ профессиональной деятельности, то есть появляется на следующем этапе, уровне.
Педагог-наставник и наставник - коуч всячески способствуют, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала специалиста, привлекает его к участию в общественной жизни коллектива, формирует у него общественно значимые интересы, содействует развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Формируется потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.
Задачи наставничества «ученик – ученик» ( тьютор - заместитель директора по содержанию образования и управлению качеством Сомова М.Б.) - это управление траекторией развития детей и подростков, уровнем мотивации и творческой активности, побуждение к поиску уникальных решений. Наставничество рассматривается как способ вдохновить на новое дело, на участие в его реализации от планирования до замещения дефицитных компетенций в команде инициаторов. «Дети учат детей» - это практики наставничества, реализуемые в различных сферах детьми до 18 лет, в том числе практики наставничества, действующие в детско – молодёжном движении и онлайн-среде.
Срок реализации программы: 2021-2023 годы.
Цель: создание условий для раскрытия потенциала личности наставляемых, формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет
Задачи:
1. Улучшение показателей МАОУ «Покровская СОШ», осуществляющей деятельность по общеобразовательным программам в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах.
2. Подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность.
3. Раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории.
Критериями отбора учащихся стали:
- низкая мотивация к учебе и саморазвитию, неудовлетворительная успеваемость, отсутствие качественной саморегуляции; отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации;
- невозможность качественной самореализации в рамках стандартной школьной программы; отсутствие условий для формирования активной гражданской позиции;
- низкий уровень информированности о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей; кризис идентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров;
- конфликтность, неразвитые коммуникативные навыки, затрудняющие горизонтальное и вертикальное социальное движение; отсутствие условий для формирования метапредметных навыков и метакомпетенций.
Результаты данной работы: уменьшение количества неуспевающих и слабоуспевающих из числа участников программы, вовлечение наставляемых в проектную деятельность (в начальной школе - в 4 классах, прошла защита итоговых проектов, где ребята показали работу в парах по направлению «ученик-ученик»).
Для привлечения ребят-активистов школы в совет старшеклассников была разработана программа «Лидер в тебе», которая выстраивает работу обучающихся 8 – 11 классов - совета старшеклассников - с кандидатами, младшими ребятами. В разработке программы «Лидер в тебе» была заложена модель наставничества «Учитель-ученик-куратор, ученик-куратор-ученик-кандидат». В 2020 учебном году в программе «Лидер в тебе» приняли участие 50 обучающихся-кандидатов и 9 обучающихся-наставников. В 2021 году в программу «Лидер в тебе» вошли ребята разного возраста (5-8 классы), которые прошли анкетирование и по интересам были распределены на 8 групп. За каждой группой был закреплен куратор-старшеклассник, который направлял и руководил лидерской группой. В программе «Лидер в тебе» работали и педагоги-наставники. Это – Сомова М.Б., руководитель программы «Лидер в тебе», Сомова Н.А. и Миронова Е.И. – эксперты программы.
30 апреля 2021 года команда педагогов МАОУ «Покровская СОШ»:
Ведерникова Н.Н. заместитель директора по содержанию образования и управлению качеством, куратор программы «Наставничество РОСТа»,
Сомова Н.А. учитель-наставник,
Самсонова Н.В. руководитель ШМО, учитель-наставник;
Чухонцева Н.В., педагог – библиотекарь, руководитель проекта «Провайдер»;
Сомова М.Б., заместитель директора по содержанию образования и управлению качеством, куратор программы «Лидер», -
приняли участие в Областном семинаре ИРО по теме: «Новые управленческие технологии в школах группы ШАНС», на котором поделились опытом работы по реализации целевой модели наставничества.
27 августа 2021 года педагоги нашей школы поделились опытом работы с коллегами на районной августовской педагогической конференции.
В ноябре 2021 года приняли участие в региональном конкурсе «Педагог – наставник».
Выбранная управленческая практика вызвала несомненный интерес коллектива.
29 апреля 2021года Ведерникова Н.Н. заместитель директора по содержанию образования и управлению качеством, куратор программы «Наставничество РОСТа» посетила Образовательный марафон «Наставничество. Новые смыслы», который проводился «Уральским государственным педагогическим университетом» совместно со Свердловской областной организацией профсоюза работников народного образования и науки РФ, на площадке ЦНППМПР «Учитель будущего» в рамках реализации программы «Педагогическое наставничество».
Грамотно выстроенная и правильно функционирующая система наставничества позволяет администрации школы добиться следующих эффективных сторон:
- Разрешение противоречия между требованием максимальной включенности современного человека в широкую систему социальных отношений и тенденциями социальной дезадаптации растущего поколения, факторы которого:
– замыкание современных детей и молодежи в пространство виртуального (сетевого) общения;
– стремление значительной части родительского и педагогического сообщества к «стерильности», «герметичности», социальной закрытости образовательного процесса, вызванное нарастающим переживанием тревоги и страха за детей, их жизнь, физическое, психическое и нравственное здоровье;
– нарастание доли формализованного общения, подчиненного логике стандартов, программ, планов и жесткого контроля результативности (учебный процесс, «развивающие занятия», «подготовка» к следующей образовательной ступени, репетиторство, раннее трудоустройство и т. д.), при уменьшении доли неформального, личностно значимого общения.
2. Повышение профессионального уровня и навыков всех без исключения сотрудников, вовлеченных в систему наставничества, включая самого наставника.
3. Снижение текучести кадров за счет усиления профессиональной составляющей мотивации и предоставления дополнительных возможностей для повышения профессионального статуса.
4. Предоставление опытным учителям возможностей для карьерного роста как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях.
5. Укрепление сотрудничества в образовательном сообществе.
Таким образом, одним из социальных контекстов формирования ценностей саморазвития и самообразования выступает целевая модель «Наставничество РОСТа». Её реализация - одно из оптимальных условий для развития личности, способной к успешной социализации в современном обществе.