Ченская М.С., сентябрь, 2020
Одной из стратегических целей государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы является обеспечение высокого качества российского образования. Каждая образовательная организация определяет и дополняет показатели качества образования самостоятельно, однако,
неизменными направлениями остаются: качество обучающегося и качество преподавателя.
В условиях современной цивилизации отмечается усиление роли «человеческого фактора». Решение проблемы воспитания личности, способной к реализации поставленных целей и задач, самоопределению, самореализации и саморазвитию, является основой концепции урока – реализации принципа проблемности. Задача
учителя - актуализировать, извлечь из сознания обучающегося знания, стимулировать внутреннюю тенденцию к личностному росту, поощрять его творческую активность, создать условия для самостоятельного учения и постановки познавательных проблем и задач. Учащийся сам становится «архитектором и строителем»
образовательного процесса, и достичь этого можно благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Представляю обобщение опыта по теме: «Разработка и внедрение системы мониторинга по формированию универсальных учебных действий обучающихся в соответствии с
требованиями ФГОС ООО».
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- изучение и отбор литературы по данному вопросу;
- определение основных составляющих системы мониторинга по формированию УУД;
- внедрение системы мониторинга, систематизация результатов.
Основные вопросы, которые задавала себе на этапе разработки системы мониторинга, были: что формирую, как формирую и чем измерить «сформированность».
А.Г.Асмолов выделяет четыре блока УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные
- жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект
поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД
- самостоятельное определение цели обучения, постановка и формулировка новых задач в учебе и познавательной деятельности, развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;
- самостоятельное планирование путей достижения целей, в том числе альтернативные, осознанный выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- соотношение свои действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий в рамках предложенных условий и требований, корректировка своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценка правильности выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
- определение понятий, создание обобщений, установление аналогий, классифицирование, выбор основания и критериев для классификации, установление причинно-следственных связей, умение логически рассуждать, делать умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и выводы;
- создание, применение и преобразование знаков и символов, моделей и схем для решения учебных и познавательных задач.
Смысловое чтение:
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий [1].
Исходя из того, что универсальные учебные действия являются основой любой деятельности обучающегося, то при изучении учебных предметов «Биология», «Биология (проектная деятельность)», а также в ходе внеурочной деятельности они занимают приоритетное место.Таким образом, метапредметные результаты,
педагогические условия, диагностический инструментарий УУД являются неотъемлемыми составляющими системы мониторинга формирования УУД обучающихся.
Таким образом, метапредметные результаты, педагогические условия, диагностический инструментарий УУД являются неотъемлемыми составляющими системы мониторинга формирования УУД обучающихся.
В процессе работы по разработке системы мониторинга я столкнулась с проблемой – отсутствием единой методики и инструментария диагностики УУД. В связи с этим, мною были изучены методические материалы ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования».
Деятельностные базовые компетенции формируются в результате активной осознанной деятельности субъекта, представляют собой опыт этой деятельности, т.е. не знания, а практические умения, охватывают собой все основные способы деятельности. Базовые компетентности позволяют субъекту адекватно ситуации
проявлять данные компетенции, совершенствуя степень овладения любой социально значимой деятельностью [2].
Критерии сформированности компонентов деятельности явились основой для оценки деятельностных образовательных результатов обучающихся. В соответствии с данными компонентами соотнесены универсальные учебные действия, формируемые в рамках данных компонентов деятельности [2]:
Компоненты учебной деятельности |
Типы УУД |
Универсальные учебные действия |
Эмоционально-психологический |
Личностные |
Мотивация к учению, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание |
Регулятивный |
Регулятивные (планирование) |
Целеполагание, планирование |
Социальный |
Коммуникативные |
Поиск и работа с информацией, планирование и организация совместных действий, сотрудничество |
Аналитический |
Познавательные |
Логические действия постановки и решения проблем |
Творческий |
Личностные |
Креативные действия |
Самосовершенствования |
Регулятивные (контроль) |
Контроль, коррекция, оценка |
Применение методики Э.Э.Сыманюк и А.М.Павлова (Приложение №1) позволило: оценить уровень развития универсальных учебных действий, соответствующих содержанию каждого компонента деятельности; разработать рекомендации для формирования УУД
обучающихся.
Приложение 1
Диагностика уровня сформированности компонентов деятельности и УУД у обучающихся
Цель и задачи: установление уровня сформированности компонентов деятельности у обучающихся*, уровня сформированности универсальных учебных действий, анализ полученных данных, составление рекомендаций (по выбору педагогических условий)
Компоненты деятельности |
Показатели: 1 балл – качество проявлено слабо, 2 балла – качество проявлено частично, 3 балла – качество проявлено не в полной мере, 4 балла – качество проявлено ярко Максимальный балл – 16 баллов |
Баллы |
Сумма |
Эмоционально-психологический |
1. Владение эмоциональными способами поведения |
|
|
2. Открытость в общении |
|
||
3. Доверие к педагогам |
|
||
4. Учение с интересом |
|
||
Регулятивный |
5. Аккуратность |
|
|
6. Ответственность |
|
||
7. Организованность |
|
||
8. Доведение дела до конца |
|
||
Социальный |
9. Любознательность |
|
|
10. Информированность |
|
||
11. Умение работать в коллективе |
|
||
12. Проявление терпимости к другим мнениям |
|
||
Аналитический |
13. Концентрация на учебе |
|
|
14. Способность к теоретическому анализу |
|
||
15. Самостоятельное выполнение домашнего задания |
|
||
16. Готовность к самостоятельному учению |
|
||
Творческий |
17. Способность генерировать идеи |
|
|
18. Умения принимать решения в различных ситуациях |
|
||
19. Умение нестандартно мыслить |
|
||
20. Создание собственных продуктов деятельности |
|
||
Самосовершенство-вания |
21. Способность к оценке и самооценке |
|
|
22. Самостоятельное выявление допущенных оценок |
|
||
23. Умение извлекать пользу из полученного опыта |
|
||
24. Желание учиться дальше |
|
*Анкета заполняется учителем по каждому обучающемуся в классе, но может быть предложена как самим обучающимся, так и их родителям.
Установление уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся на примере класса, динамика результатов:
Учебный год |
Регулятивные (регулятивные умения+самосоверш, средний балл) |
Коммуникативные (социальные) |
Познавательные (аналитические) |
Личностные (эмоц-псих+творческие, средний балл) |
2016-2017 |
7,5 |
8 |
7 |
7 |
2017-2018 |
7,8 |
8,3 |
7,3 |
7 |
2018-2019 |
8,1 |
8,6 |
7,5 |
7,3 |
2019-2020 |
8,8 |
9 |
8,2 |
8,3 |
2020-2021 |
9 |
9,4 |
8,5 |
8,3 |
Общие тенденции:
- формирование познавательных УУД связано с содержанием учебных предметов, способами и логикой преобразования информации;
-сформированность личностных, регулятивных и коммуникативных действий идет с решением различных ситуаций и процедур во время взаимодействия участников образовательного процесса, а так же во время использования специальных методов и форм организации учебной работы учащихся.