Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Покровская средняя общеобразовательная школа"

Адрес: 623480, Свердловская обл., Каменский район, с. Покровское, ул. Школьная, д. 1
Телефон: 8 (3439) 3-71-201
Эл. почта: 
123109@mail.ru

МАОУ «Покровская СОШ»

623480, Свердловская обл., Каменский район, с. Покровское, ул. Школьная, д. 1

Телефон

8 (3439) 37-12-01

Эл. почта 123109@mail.ru

ПРОТОКОЛ  №___7__

заседания педагогического совета

муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Покровская средняя общеобразовательная школа»

от  «30» апреля 2021 года.

Присутствовало -28  человек

Отсутствовали – 6  человек, по уважительной причине.

Тема

«Технологические основы формирования функциональной грамотности обучающихся»

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача -

помочь им раскрыться

и развить собственные идеи»

И.Г.Песталоцци

 

Цель: совершенствование профессионального мастерства учителя в контексте развития функциональной грамотности обучающихся на всех уровнях обучения.

Задачи:

1) раскрыть понятие «функциональная грамотность»;

2) рассмотреть пути формирования и развития функциональной грамотности обучающихся;

3) выявить опыт работы учителей по формированию функциональной грамотности школьников;

4) выработать рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся;

 5) принять управленческие решения по работе учителей в рамках формирования функциональной грамотности.

Ход педагогического совета

1) Выступление-презентация «Функциональная грамотность как цель и результат современного образования».

2) Анализ анкетирования «Мониторинг формирования функциональной грамотности». (Приложение 1)

3) Работа в группах по компетентностным областям:

«Читательская грамотность»,

 «Математическая грамотность»,

 «Естественнонаучная грамотность»,           

 «Финансовая грамотность»,

«Глобальные компетенции»,

 «Креативное мышление»:

 оценка заданий и системы оценивания функциональной грамотности.

У каждой группы есть модератор.

4) Представление результатов работы групп модераторами.

Начало педсовета – конференции

Председатель – Воронина Е.В.:

Уважаемые коллеги! Начать   педсовет  мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» – добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» – подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоилучителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

  Какие методические приёмы Вы можете отметить в деятельности учителя?

/самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний./

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников»

 

По 1 вопросу  выступила Воронина Е.В., заместитель директора по УВР, которая напомнила теоретические основы функциональной грамотности (материалы с курсов):

Почему понятие функциональной грамотности стало актуальным для современной школы?

1.Изменения в мировой экономике XXI века, породившие необходимость приспособления к конкурентной экономической среде, обострили проблемы качества образования, поскольку «образовательный интеллект» населения рассматривается важнейшим стратегическим ресурсом государства.

2.Из указа Президента Российской Федерации

    - Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить: достижение следующих целей и целевых показателей: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

3. Международные исследования (PISA) оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты PISA отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.  Исследования PISA на сегодня рассматриваются как универсальный инструмент сравнительной  оценки в мире как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования. Данные, полученные в ходе исследования, служат основой для определения стратегий развития системы образования как с точки зрения содержания и методов обучения в целом, так и с точки зрения воздействия контекстных факторов (модель управления, язык обучения, социальный статус семьи и др.) на уровень развития функциональной грамотности школьников.
В ходе тестирования в рамках PISA оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность

     Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (ProgramforlnternationalStudentAssessment - PISA), проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). PISA оценивает способности 15-летних подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

Исследование PISA

Исследование PISA (Program for International of Student Assessment) направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях

В 2021 году   Свердловская область попадает под проверку  функциональной грамотности.
4.Знакомство с тремя определениями  ФГ.

А) Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек

— это человек, который способен использовать все  постоянно приобретаемые в течение жизни знания,  умения и навыки для решения максимально

широкого диапазона жизненных задач в различных  сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Виноградова Н.Ф.: «Функциональная грамотность сегодня — это  базовое образование личности.

            <…> Ребенок <…> должен  обладать:

готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся  окружающим миром …;

возможностью решать различные (в том числе нестандартные)  учебные и жизненные задачи…;

способностью строить социальные отношения…;

совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку

   своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»

[Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность  младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский8  учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с. , с. 16–17].

В) Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.  И одной из основных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире.

5.Некоторые проблемы  функционально неграмотных.

--трудно быть покупателем и выбрать необходимый товар

 трудно быть пациентом (т.к. при покупке лекарства непонятна инструкция по его применению, побочные эффекты, правила применения я т.д.)

-сложно быть путешественником

-оплата счетов, заполнение налоговых квитанций и банковских документов, оформление почтовых отправлений и писем

-проблемы, связанные с воспитанием детей: порой не могут прочитать письмо учителя, боятся визита к нему, им трудно помочь ребенку с выполнением домашнего задания и т.д.

-Проблемы с бытовыми электроприборами, невозможность разобраться в инструкциях к ним

-Не могут работать с компьютерами и другими аналогичными системами

 

6.Основные направления формирования функциональной грамотности.

1.Математическая грамотность

2.Читательская грамотность

3.Естественнонаучная грамотность

4.Финансовая грамотность

6.Глобальные компетенции

6.Креативное мышление

Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.

    Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

   Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане. (Примеры из исследований PISA ).

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. ((Примеры из исследований PISA ).

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность  интересоваться естественнонаучными идеями.   Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в  аргументированном обсуждении проблем, относящихся к  естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления; понимать основные особенности  естественнонаучного  исследования; интерпретировать данные и использовать научные  доказательства для получения выводов

Финансовая грамотность -включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для  принятии эффективных решений в разнообразных

финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а  также возможности участия в экономической жизни

Глобальная компетентность — это  многогранная цель обучения на протяжении  всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные,  глобальные проблемы и вопросы  межкультурного взаимодействия, понимать и  оценивать различные точки зрения и  мировоззрения, успешно и уважительно  взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения  устойчивого развития и коллективного  благополучия.

Креативное мышление: понятие

  Способность продуктивно участвовать в процессе выработки,  оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных,  нестандартных, непривычных) и эффективных

(действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) решений, и/или знаний,  нового эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения  воображения.

7.Факторы, влияющие на развитие  функциональной грамотности:

1) содержание образования (национальные стандарты, учебные программы);
2) формы и методы обучения;
3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
4) программы внешкольного, дополнительного образования;
5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);
6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

8.Формирование функциональной грамотности школьников возможно через решение трех основных задач:

1.Достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие личности и возможность преодоления образования, в том числе и путем самообразования.

2.Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ.

3.Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия на гуманистических отношениях.

     В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с  компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо соблюдать следующие условия:

• обучение на уроках должно носить деятельностный характер;

• учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности ;

• предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;

• правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;

• используются продуктивные формы групповой работы;

• обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.

       Для этого необходимо:

• использовать в обучении инновационные методы, современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии, т.е. использовать технологии дистанционного обучения, применять on-line уроки лучших преподавателей.

• психологическое содействие в выборе наиболее продуктивных методов и средств обучения;

• совместное (коллегиальное) обсуждение процесса и результатов профессиональной деятельности.

    Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. 

 Какие задачи нужно предлагать нашим учащимся, чтобы развить их умственные способности и научить применять полученные знания в реальных условиях? Над этими вопросами работали творческие группы – ШМО.

 2. Выступил модератор группы по креативной грамотности Самсонова Н.В.

Творчески представила работу сама группа. 

3. Слушали модератора по математической грамотности  Першину В.А. Группа представила сборник задач по формированию математической грамотности.

4. Слушали модератора группы по глобальной грамотности Кожевникову Н.Л., представившую опыт работы .

5. Слушали модератора группы по читательской грамотности  Мартыненко Е.В.. Группа представила опыт работы учителей начальных классов.

6I. Мастер-класс.  «Приемы на уроке для формирования функциональной грамотности»
Решение педагогического совета.

1 Активно внедрять в учебно-воспитательный процесс технологии, обеспечивающие формирование функциональной грамотности.  Ответственные – каждый педагогический работник, контроль -  директор, заместители директора.
2.Использовать на уроках созданный  банк заданий, отвечающих формированию функциональной грамотности. Ответственные – каждый педагогический работник, контроль -  директор, заместители директора.
3.Организовать обучающие семинары по развитию читательской, математической и естественнонаучной грамотности  школьников.  1 полугодие 2021 – 2022 учебного года, организаторы -  научно – методический совет.
4. Разработать курсы внеурочной деятельности для формирования функциональной грамотности – к 1 сентября 2021 года, в соответствии с тарификацией, ответственный – заместитель директора по ВР Тимофеева А.И.

5. Выпустить сборник методических материалов по итогам педсовета – конференции. – до 25 мая 2021 года, ответственный – заместитель директора по содержанию образования Ведерникова Н.Н.

6. Директору школы Орловой Н.В. отразить итоги педсовета – конференции в приказе по стимулированию работников за 2 квартал.

 

Председатель                                                 Воронина Е.В.

Секретарь                                                      Кунщикова А.В.

 

Приложение 1

Анкета

Уважаемые коллеги!

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года «О национальных целях и

стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» целевым

показателем национального проекта «Образование» определяет обеспечение глобальной

конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10

ведущих стран мира по качеству общего образования.

1. Чем, с Вашей точки зрения, определяется конкурентоспособность образования?

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

2. Какие условия повышения качества образования Вы считаете наиболее важными?

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Согласно доктору педагогических наук, профессору, члену-корреспонденту РАО, президенту

Образовательной системы «Школа 2100» Р.Н. Бунееву, конечный результат обучения - «взращивание

функционально грамотной личности…»

3. Что Вы понимаете под словами «функционально грамотная личность»?

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

4. Как проявляется недостаток функциональной грамотности?

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

5. В каких предметных областях различные международные исследования (PISA, TIMSS, PIRLS)

проверяют уровень сформированности функциональной грамотности?

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

6. Используете ли Вы в своей деятельности различные приемы формирования функциональной

грамотности? Какие?

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

7. Какие принципы для формирования функциональной грамотности вы используете в своей практике?

 Принцип свободы выбора - в любом обучающем или управляющем действии необходимо

предоставлять ученику право выбора, которое всегда уравновешивается осознанной

ответственностью за свой выбор.

 Принцип открытости - не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с

проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

 Принцип деятельности - освоение учениками знаний, умений и навыков преимущественно в форме

деятельности.

 Принцип обратной связи - регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой

системы приемов обратной связи.

 Принцип идеальности - максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся

с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения.

 Другие

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

8. Какие педагогические технологии, способствующие формированию функциональной грамотности, вы

используете в своей практике?________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

9. Применяете ли Вы на своих уроках систему критериального оценивания, основанного на таксономии

Блума? ____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

10. Учащиеся все чаще задают вопрос: «Зачем мне это? Как мне это (например,теорема Пифагора) пригодится в жизни?» Можете ли вы ответить на этот вопрос, не прибегая к «уловкам»: «Для общего развития и эрудиции» или «Чтобы быть грамотным человеком»?

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

11. Готовы ли Вы к тому, что на Вашем уроке ученик предложит нестандартный взгляд, подход к решению

стандартной ситуации/задачи?

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

12. Как часто в самостоятельные или контрольные работы Вы включаете задания, требующие объяснения

или обоснования, а также задания, имеющие не единственный правильный ответ?

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

13. Способствуете ли Вы формированию лидерских качеств ученика через свои уроки?

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

14. Будет ли Вам интересная тема методической работы, посвященная формированию функциональной грамотности? ______________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

15. Какие методы повышения профессиональной компетентности педагога Вы считаете наиболее эффективными? ____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

16. Предложите учебную ситуацию или задачу из Вашей предметной области, которая, с Вашей точки

зрения, способствует формированию функциональной грамотности

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________