«Как прожить хотя бы один день без нервотрепки»
- Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать Ваш голос.
- Не торопитесь. Умение рассчитать время — Ваша задача. Если Вам это плохо удается, вины ребенка в этом нет.
- Не отправляйте ребенка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему придется много поработать.
- Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!» Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
- Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?» Встречая ребенка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
- Если Вы видите, что ребенок огорчен, молчит — не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет все сам.
- Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребенка.
- После школы не торопите садиться за уроки. Ребенку необходимо два часа отдыха (в первом классе не повредит час сна). Лучшее время для приготовления уроков — с16до18ч. Занятия вечерами бесполезны.
- Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий — 10 мин перерыва.
- Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребенку работать самому. Если нужна Ваша помощь — наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.
- В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то...»
- Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребенку.
- Выбирайте единую тактику общения с ребенком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него.
- Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
- Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Все это успокоит ребенка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.
«Как помочь ребенку в приготовлении домашних заданий»
- Посидите со своим ребенком на первых порах выполнения домашних заданий. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые шаги, зависят его будущие школьные успехи.
- У вашего ребенка не сформирована привычка делать уроки. Формируйте эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.
- Оформите рабочее место ребенка, поставьте удобный и красивый рабочий стол, повесьте лампу, расписание уроков. Интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроков.
- Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.
- Объясните ребенку главное правило учебной работы — учебные принадлежности должны всегда находиться на своем месте. Постарайтесь привести в пример свое рабочее место.
- Постоянно требуйте от ребенка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдет немного времени, и он будет сам убирать свое рабочее место.
- Если ребенок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребенка, снимает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, еще не начав это задание выполнять.
- Если ребенок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.
- Учите вашего ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков; если он отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.
- Если ребенок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.
- Не заставляйте своего ребенка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвет ваш авторитет и его интерес к школе и учению.
- Старайтесь как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.
- Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребенка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребенок через много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.
- Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашнее задание, с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит и его, и ваше здоровье.
«Как относиться к отметкам ребенка»
- Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.
- Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
- Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
- Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
- Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух.
- Есть сомнения — идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
- Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.
- Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
- Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее. Как и плохое, запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
- Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку захотелось подражать вам.
«Как улучшить память своего ребенка.»
Ольга Лесовая, педагог
Память — словно записывающий прибор, который может воспроизвести многое из того, что мы пожелаем. Теперь давайте посмотрим на строение этого «магнитофона». Наши ощущения — тактильные, вкусовые, обонятельные, зрительные, слуховые — словно кнопка «воспроизведение». Наш ум — «запись». Наша воля — «быстрая перемотка» вперед или назад. Наша жизненная энергия — питание для записывающего устройства. Если какой-то элемент нашего прибора дает незначительный сбой, то происходят изменения в качестве памяти.
Что может помочь в запоминании?
Прежде всего — мотивация, или интерес. Только в тех случаях, когда наше внимание привлекает нечто, представляющее для нас интерес, запоминание происходит без каких-либо усилий. Если мы проявляем интерес к предмету, нам легко сосредоточиться на нем. Мы можем проанализировать его с разных точек зрения, можем наблюдать и понимать его.
Повторение — мать учения. Частое обращение к прошлым событиям укрепляет нашу память о них. Повторение — это своего рода искусство, наука и практика памяти. Если мы владеем этим искусством, то способны извлечь из памяти значительную информацию.
Систематизация тоже способствует улучшению памяти. Если вы отправляетесь в библиотеку, но книги там не расставлены в алфавитном порядке, а лежат кучей, то для поиска нужной книги придется затратить намного больше времени и сил. Когда мы храним что-то в упорядоченном виде, нам легко воспользоваться тем, что нам требуется.
Ассоциация — основа тренировки памяти. Чтобы запомнить новую информацию, ее необходимо связать с чем- то, что вы уже знаете или о чем вы помните, посредством образов.
Очень полезны занятия спортом. Теннис и командные спортивные игры быстро воспитывают собранность и внимательность. Как и любому органу, мозгу необходим кислород и питательные вещества. Больше гуляйте на свежем воздухе, каждый день занимайтесь физкультурой (хотя бы 30 минут в день).
Пусть в детском меню будет больше продуктов, богатых фосфором, йодом, железом, магнием, цинком и витаминами группы В. Фрукты, овощи, ягоды, мед, орехи, злаки, нежирное мясо, рыба и печенка, молочные продукты «накормят» мозг и улучшат память.
Упражнения для развития памяти:
Зрительная память
- «10 картинок»
Предложите ребенку рассмотреть 10 картинок с изображением знакомых предметов. Через 30 секунд попросите назвать все, что он запомнил. Проверяем кратковременную память: 6–7 предметов, названных 6-7-летним ребенком — хороший результат. Покажите малышу те картинки, про которые он забыл. Через 10 минут (а потом через 1 час) попросите снова вспомнить изображения. Обычно ребенок называет 7–8 предметов из 10 (это хороший показатель долговременной памяти).
- «Запомни и нарисуй»
Предложите малышу в течение 1 минуты посмотреть на рисунок с изображением несложных узоров или геометрических фигур, цифр, букв, а затем нарисовать все, что он запомнил. Можно также предложить выложить узоры, цифры, буквы из счетных палочек в заданной последовательности.
- «Я — фотоаппарат»
Пусть малыш представит себя фотоаппаратом (фотографом, художником, детективом), который может запечатлеть любой предмет, ситуацию, человека. Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.
- «Запомни картинки»
Вместе с ребенком вы рассматриваете в течение 40 секунд 10 картинок, потом картинки убираете. Теперь называйте по очереди все, что запомнили. Выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную.
- «Шкафчики»
Склейте «шкафчики» из 3 и более спичечных коробков. Спрячьте в один из них (на глазах у ребенка) мелкую игрушку, например из «Киндер-сюрприза». Уберите коробки на несколько секунд, а потом попросите ребенка найти спрятанную игрушку.
- «Что изменилось?»
Разложите на столе 5–8 фигурок (игрушек). Малыш внимательно рассматривает их, затем отворачивается. В это время уберите одну или две фигурки, добавьте новые, поменяйте их местами. Спросите, какие игрушки исчезли, добавились или поменялись местами.
- «Прогулка в картинках»
Гуляя на улице, обращайте внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, названия магазинов. Вернувшись домой, попросите его нарисовать те знаки, которые он запомнил.
- «Художник»
Малыш, играя роль художника, внимательно рассматривает того, кого будет «рисовать» (это может быть и папа, и игрушка). Потом отворачивается и дает его словесный портрет.
Слуховая память
- «10 слов»
Прочитайте ребенку 10 слов. Попросите его повторить те, которые он запомнил. Обычно дошколенок повторяет 5–6 слов. Это показатель хорошей кратковременной памяти. Назовите малышу те слова, которые он забыл. Вернитесь к упражнению через час и, не называя слов, попросите ребенка вспомнить их. Долговременная память считается хорошей, если удалось вспомнить 7–8 слов.
- «Слушай и повторяй»
Простучите карандашом по столу определенное число раз и попросите малыша воспроизвести услышанное.
- «Я положил в мешок»
Эта игра развлечет вас во время длительных поездок. Для начала скажите: «Я положила в мешок яблоки». Ребенок повторяет сказанное вами и добавляет что-то свое: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет новое слово. И так далее. Игра развивает объем памяти.
- «Опосредованное запоминание»
Положите перед малышом карточки с изображением предметов (обезьяна, книга, сыр, платье, луна, мороженое, дерево, метла). Скажите, что сейчас вы прочтете слова, которые надо запомнить, а он пусть подберет к каждому слову самую подходящую картинку, чтобы она помогла вспомнить слово. Слова для запоминания: еда, учение, зоопарк, работа, одежда, лес, сладость, ночь. Например, при названии слова ночь ребенок должен выбрать карточку «Луна». Спросите, какие слова ребенок запомнил. Через 15 минут покажите ребенку картинки, которые он выбрал для запоминания, и снова попросите назвать слова. Количество правильно названных слов может свидетельствовать о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.
- «Пары слов»
Прочитайте малышу пары слов: шумвода, стол-обед, мост-река, карандашальбом, лес-медведь. Затем повторно произносите первое слово из каждой пары, а ребенок должен припомнить второе слово к каждой паре. Выполнение задания говорит о хорошем уровне логической и смысловой памяти.
Тактильная память
Отражает способность запоминать ощущение от прикосновения к различным предметам.
- «Что это?»
Приготовьте разные на ощупь предметы: теплые, холодные, гладкие, шершавые, мягкие, твердые. Положите часть из них на стол, а часть — под стол. Предложите ребенку потрогать все предметы. Затем попросите вспомнить что лежит на столе, а что под ним.
- «Дощечки»
Приготовьте 10 дощечек с разной поверхностью, проставьте на них порядковые номера и наклейте материалы: 1 — мех, 2 — наждачная бумага, 3 — фланель, 4 — расплавленный воск со свечи, 5 — толстый шнурок, 6 — спички или палочки, 7 — целлофан, 8 — фольга, 9 — бархат, 10 — вельвет. Разложите дощечки в ряд по порядку от 1 до 10.
Пусть ребенок закроет глаза и тщательно ощупает каждую поверхность. При этом ему нужно запомнить, в каком порядке лежат дощечки. Затем перемешайте дощечки и попросите малыша на ощупь разложить их в заданном порядке (позвольте ребенку потренироваться несколько раз).
Моторно-зрительная память (память на движения)
- «Запомни движение»
Покажите ребенку движения, состоящие из 3–4 действий. Он должен повторить эти действия, сначала в заданном порядке, а затем в обратном. Например: постоять, покачиваясь на одном месте, покружиться, подпрыгнуть.
- «Согласованные действия»
Встаньте рядом с малышом и предложите показать парные действия (пилка дров, гребля в лодке, перемотка ниток, перетягивание каната, парный танец). Затем попросите ребенка вспомнить последовательность действий: какое движение было вторым, четвертым, первым, третьим, последним?
- «Выложи узор»
Вы выкладываете на столе несложный узор, предложив ребенку запомнить количество, цвет и расположение деталей. Затем попросите малыша самостоятельно повторить заданный узор.
- «Маленький спортсмен»
Задача ребенка — в соответствии с читаемым вами текстом изобразить с помощью пантомимики занятия разными видами спорта. Затем предложите их перечислить в заданном порядке.
Памятка для родителей.
«Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?»
1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
3. Вспомните сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?
4. В случаи конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребенком.
5. Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребенок на уроке — грустное зрелище.
6. Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
7. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
8. Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитайте всем членам семьи.
9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
10. В школе ваш ребенок может столкнуться с критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.
Рекомендации для родителей, у которых ребенок стал
первоклассником.
• Ваш ребенок пошел в школу. Но считайте, что в школу пошли вы. У вас много дел и без этого.
• Не старайтесь увидеть в ребенке десятиклассника. Будьте готовы, что учеником он станет спустя некоторое время. Парта, ранец, тетради еще не делают из него ученика.
• Уважайте новую жизнь ребенка. Теперь уже не вы решаете, с кем он сидит за одной партой, какими должны быть его взаимоотношения с учительницей и одноклассниками. Все это теперь его собственные уроки жизни, которые, поверьте, важнее школьного расписания.
• Меньше отвечайте за его пребывание в школе и больше — за пребывание дома. Дом теперь приобретает для ребенка гораздо большее значение, чем раньше.
• Старайтесь не демонстрировать возможностей ребенка перед сверстниками. Важнее, чтобы он почувствовал себя равным другим, хотя бы в первом классе.
• Попробуйте запомнить имена учителей, одноклассников, их родителей. Иногда это может оказаться важным в самых неожиданных обстоятельствах.
• Старайтесь не заходить в магазины и не делайте побочных дел по дороге в школу. Беседуйте с ребенком, спрашивайте об уроках, которые сегодня предстоят. То есть проявляйте уважение к школе как самому важному делу вашего ребенка.
• На первых порах просите ребенка «подсказать» вам, как дойти до дома. Советуйтесь: а что, если мы пройдем по другой улице? Ребенку важно, проведя несколько часов в школе, почувствовать пространство. Просто побыть в движении.
• Дойдите с ребенком до одной или двух соседних школ. Он должен ощущать, что его школа — не единственная.
• Помогайте ребенку поддерживать связь с его дошкольной жизнью. Зайдите вместе с ним в детский сад, чтобы поздороваться с воспитателями, рассказать о школе. Дайте покачаться на качелях. Загляните в гости к кому-то из соседских детей, с кем ваш ребенок дружил до школы.
• И еще! Человек, который пошел в школу, преисполнится достоинства, если у него появится собственный будильник, который он с вечера сам поставит на определенное время.
• И еще очень важно — уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.
• Хорошо бы завести тетрадь для ежедневных записей или рисунков. В этой тетради он сможет описывать каждый свой день (хотя бы одно событие). Благодаря этой возможности появится опыт размышлений о себе и своей жизни.