Сомова Нина Александровна - учитель, педагог-наставник
Становление педагога
Нина Александровна не сразу осуществила свою мечту стать учительницей. По окончании средней школы попытка поступить в Свердловский государственный педагогический институт на филологический факультет окончилась неудачей, не хватило одного балла для зачисления. Раздавленная неудачей Нина шла устраиваться продавцом в Покровский магазин, но по пути встретила знакомых учителей, которые сообщили ей, что в школу нужен учитель немецкого языка в 5-6 классы и Нина побежала бегом навстречу своей мечте и вскоре уже работала в родной школе. Летом она поступила в педагогический институт, на факультет методики и педагогики начального обучения, на учителя начальных классов. Нина Александровна через год покинула Покровскую школу, уехала с мужем в соседнее село Маминское, в котором и проходило становление молодого учителя. «В Маминской школе Нина Александровна работала учителем немецкого языка в 5-6 классах, русского языка и литературы в вечерней школе, т.к. мест в начальной школе для работы не было. А Нина очень хотела работать с малышами по специальности. И она успела сделать свой первый выпуск в начальной школе. В 1969 году Нине дают 2 класс, 35 маленьких учеников, а учительнице 22 года. Но с каким желанием, с каким вдохновением взялась Нина за работу. Справилась. Получилось завоевать доверие у детей и родителей. Прошло столько времени, а первые выпускники помнят свою молодую учительницу. В этом выпуске многие ребята получили высшее образование: Шура Попова, Валера Рыбин, Володя Морозов, Сережа Неуймин, а Наташа Пышминцева стала учительницей начальных классов и часто встречается по работе со своей первой учительницей» . Во время работы в Маминской школе училась в институте, слушала советы опытных учителей-наставников, ходила к ним на уроки, повышала свое педагогическое мастерство.
Но жизнь снова привела нашу героиню в родную Покровскую школу, мужа Нины Александровны перевели работать в Покровское, где молодая семья и осела. Через четыре года освободилось место учителя начальных классов, а Нина Александровна окончила Свердловский государственный педагогический институт в 1971 году, и начала свой долгий путь учителя начальных классов в МАОУ «Покровская СОШ». Под руководством педагога-наставника Тарасовой Л.П. наша героиня оттачивала свое мастерство, давала открытые уроки на совещаниях разного уровня, от школьного до областного. Она готовила выступления для профессиональных сообществ, выпускала учеников, которые впоследствии становились золотыми медалистами, победителями олимпиад, конкурсов разного уровня. «За это время накопился педагогический опыт, опыт общественной работы. Нина Александровна была инспектором по охране прав детей, председателем профсоюзного комитета школы, больше 10 лет курировала обучение в начальных классах, была экспертом на аттестации коллег учителей. Нина Александровна постоянно делилась опытом своей работы на школьном, муниципальном и региональном уровнях. Получила Благодарственное письмо областного отдела народного образования.
Нина Александровна – творческая личность, которая постоянно совершенствует и модернизирует методы преподавания, достойные результаты показывает при прохождении аттестации педагогических кадров.
В 80-е годы приходит признание педагогического труда Нины Александровны. В 1983 году по итогам аттестации награждена Грамотой Министерства просвещения РСФСР» [П]. Особенно успешным стал 1988 год. 18 февраля 1988 года за многолетний и добросовестный труд Сомова Нина Александровна награждается медалью «Ветеран труда», а 28 сентября 1988 года ей присваивается знак «Отличник народного просвещения». «Ветераном» и «Отличником» Нина Александровна стала в 42 года совсем еще молодой женщиной, это тоже показатель раннего самоопределения, целеустремленности и креативности нашей героини.
Отличительной особенностью деятельности героини нашего проекта, как педагога-наставника является то, что её наставляемые не только учителя, молодые специалисты, жители села, а ещё и ученики Покровской школы, которые считают её своим педагогом-наставником.
Ордин Александр 8а класс
Сомова Нина Александровна - учитель, педагог-наставник
Имея достаточный перечень званий – высшая квалификационная категория, отличник народного просвещения, ветеран труда, Почетный гражданин Каменского городского округа, Нина Александровна является, не только педагогом по образованию, но и педагогом по призванию. С 1971 г. по 2022г. Сомова Нина Александровна – ведущий учитель начальных классов в родной Покровской школе. В этот период наша героиня оттачивает свое мастерство, посещает различные курсы повышения квалификации, делится своим опытом с коллегами, не только своей школы, но и района и Свердловской области. Нина Александровна, в это время, всегда наставник молодых специалистов, учителей начальных классов. Из-под её крыла в большую педагогическую жизнь вылетели замечательные специалисты, учителя высшей категории, обладатели Почетных грамот федерального и регионального значений. 80-90 годы прошлого века – это период расцвета педагогической деятельности Нины Александровны. В это время у нее ребята, в которых наш педагог-наставник увидела большой потенциал, развила его, научила своих воспитанников учиться, всегда помня, что это главный залог успешной дальнейшей учебы. Ученики Нины Александровны, в будущем участники федеральных конференций (Слободчиков Петр и Кузнецова Ольга), золотые медалисты (Тяпугина Надежда, Гусева Анастасия, Орлова Лидия). Они - студенты престижных вузов (Макаров Александр, МАИ г. Москва). Обладатели самых гуманных профессий – учителя (Скляр М.А., Неуймина Н.Н., Ярославцева Я.Е., Булатова Н.О.), врачи (Кузнецова О.В., Першина А.Н., Аввакумов И.А.), медики - ветераны боевых действий (Мирзоев Б.В., внук Нины Александровны), имеющие государственные награды. Все это говорит о том, что труд учителя, его призвание имеет с одной стороны, огромную ответственность, с другой стороны удовлетворение в педагогической профессии.
Вопрос наставничества привлекает внимание педагогического сообщества, прежде всего как востребованная и актуальная практика в социальной и образовательной сферах. С одной стороны, наставничество в Покровской школе – это традиция, с другой стороны – полезное сотрудничество между наставляемым учителем и педагогом-наставником. Героиня нашего проекта, Сомова Нина Александровна рассказывает о своем опыте педагога-наставника: «Долгие годы я училась у очень опытного учителя Тарасовой Лидии Павловны. Это позволило стать мне высококвалифицированным специалистом. Я сама долгое время была наставником молодых специалистов в Покровской школе. Моими наставляемыми учителями в разные годы были учителя начальных классов: Булатова Татьяна Александровна, Талашманова Светлана Евгеньевна, Ладейщикова Вера Алексеевна, Патрушева Ирина Вячеславовна, Ловцова Ольга Михайловна и другие молодые специалисты, учителя начальных классов. Привожу пример моего наставничества в последние годы моей работы. В 2015 году я набрала первый класс, и впервые в моей практике в классе стал обучаться ребёнок с ОВЗ вместе со своей мамой Юлией Сергеевной. Юлия Сергеевна на протяжении 4-х лет вместе с дочерью была на моих уроках. И однажды она мне сообщила, что хотела бы переучиться на учителя – дефектолога. Я поддержала эту идею. Пройдя переподготовку, Юлия получила диплом учителя. Впереди предстояла трудная адаптация.
Педагогическое образование не гарантирует успех начинающему учителю. Чтобы стать учителем недостаточно аудиторных программных знаний. А. Макаренко писал: «Нужны синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями». Так я стала педагогом-наставником у молодого педагога.
В это же время решила переучиться на учителя начальной школы другая моя родительница, имея юридическое образование – Мартыненко Екатерина Викторовна. Окончив переподготовку, Екатерина Викторовна, набрала первый класс. С первых учебных дней мы разрабатывали уроки, мероприятия, родительские собрания. Я приходила в класс и показывала на своём примере, как надо вести урок, как его построить, как заинтересовать ребят на уроке, как замотивировать их на успех. Сейчас Екатерина Викторовна выпустила свой класс из начальной школы, в этом учебном году набрала новых первоклассников, защитилась на 1 квалификационную категорию, участвовала в педагогических чтениях и вместе с Юлией Сергеевной в декабре 2020 года приняли участие в Рождественских чтениях, где делились опытом работы. Екатерину Викторовну избрали руководителем Школьного методического объединения начальных классов – это ли не показатель достойной работы начинающего учителя и его наставника».
В нашем опросе Екатерина Викторовна отметила, что Сомова Нина Александровна была её наставником. По мнению Екатерины Викторовны, помощь педагога-наставника необходима для молодого специалиста, поскольку нет опыта проведения уроков, нужна помощь в организации учебного процесса. Совместная работа с Ниной Александровной помогла ей лучше понять детей, найти подход к родителям, правильно организовать урок. Екатерина Викторовна указала, что встречи с наставником помогают ей разобраться в сложных ситуациях с детьми, родителями, стимулируют к профессиональному росту. Она все это время старается дальше изучать все педагогические новинки и повышать свой педагогический уровень.
Нина Александровна отметила, что она помогает молодым учителям обрести опыт работы. Особенно ценной формой работы между наставником и наставляемым героиня нашего проекта считает взаимопосещение уроков, беседы, совместные дела и мероприятия. Самое ценное в данной деятельности – это общение, взаимодействие, взаимодополнение, ведь у молодых учителей, тоже многому можно научиться. А педагогический рост наставляемого учителя является главным фактором в определении роли педагога-наставника в профессиональном становлении своего подопечного, считает Нина Александровна.
Мы можем сделать вывод о том, что деятельность Нины Александровны является очень многогранной, охватывает разные категории наставляемых, начиная от учителей, молодых специалистов, заканчивая учениками школы. Все это говорит о большой заинтересованности нашей героини наставнической работой.
Токманцева Елена, Бекленищева Ксения 8а класс